10 способов снизить расход топлива и не дать себя обмануть

5109

Рост курса доллара тянет за собой увеличение цены на автомобильное топливо. Для простого автолюбителя это означает, что нужно срочно искать способы снижения расхода топлива. Такое простое решение, как отказ от использования авто, мы не рассматриваем — общественный транспорт ходит с перебоями, да и добраться на работу без машины иногда бывает крайне сложно. Что же делать?

Интернет просто кишит советами о том, как уменьшить аппетит «железного коня» чуть ли не в два раза. Мы собрала популярные советы по снижению расхода топлива и выяснила, что из них является мифом, что — правдой, а каким советом можно пользоваться, но лишь частично или с оговорками.

В технической части советов мы не касались авто с дизельными двигателями, так как они изначально на 20—30% экономичнее бензиновых (добиться еще большей экономии на легковом авто крайне сложно). Кроме того, мы не рассматривали варианты с каким-то экзотическим переоборудованием автомобиля — многие автолюбители оснащают машины магнитными активаторами топлива, показавшими себя на практике абсолютно бесполезным устройством. То же самое касается и других устройств для относительно честного отъема денег у водителей, которыми торгуют на рынках: впускного вихря, усилителя зажигания, впрыска воды, инжектора паров топлива и т.п.

Свечи зажигания

МИФ. Бытует мнение, что главная причина увеличенного расхода топлива — техническое состояние авто. Поэтому для снижения расхода нужно менять свечи чаще, чем это рекомендует делать завод-производитель. Например, если производить ТО не раз в 15 тыс. км, как написано в сервисной книжке, а раз в 10 тыс. км, это приведет к снижению расхода на 10—15%. Дополнительные расходы на сервис, мол, себя оправдают.

ПРАВДА. Одна из частых причин перерасхода топлива — загрязненные либо изношенные свечи зажигания. Они выполняют функцию воспламенения топливной смеси (бензин+воздух), но при изношенном электроде или повышенном нагаре на нем смесь будет воспламеняться с перебоями. Перерасход топлива составит порядка 15—20%, но может вырасти и в два раза.

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ. Свечи нужно менять не «на всякий случай», а по состоянию. Так, проблема перерасхода может появиться и через 2 тыс. км после техобслуживания (после заправки плохим топливом), а может и не появиться вовсе на протяжении 40—50 тыс. км. В Европе, где все заправляются очищенным бензином, свечи «выхаживают» до 70—100 тыс. км. Смысла в преждевременной замене нет никакого.

9293e08s-960_1__

Нагар. Появляется после заправки некачественным топливом.

Отказ от комфорта

МИФ. Любое работающее допоборудование в авто увеличивает обороты двигателя, а значит, приводит к перерасходу топлива. Так, работа каждого из этих приборов — обогрев стекла и сидений, зеркал заднего вида, кондиционера, магнитолы — приводит к дополнительным тратам топлива примерно 0,5—0,8 л на 100 км. А если приборы включены одновременно, то расход вырастет аж на 15—20%.

ПРАВДА. Расход топлива от включенных электроприборов на самом деле повышается, но обогрев стекла и зеркал влияет на безопасность, поэтому на них лучше не экономить. Что касается кондиционера, то за счет улучшения аэродинамики при закрытых окнах (при открытых расход топлива увеличивается на 5—7%), затраты топлива на его работу себя оправдывают.

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ. Многочисленные испытания автопрофессионалов показывают, что цифра 15—30% перерасхода из-за включенных электроприборов преувеличена примерно в 10 раз — «народное» мнение составлено путем сравнения расхода топлива летом (когда приборы выключают за ненадобностью) и зимой (когда они нужны). Главный источник перерасхода — работающая печка.

11_1__

Кондиционер. Расходы топлива на него полностью оправданы.

Езда накатом с горки

МИФ. Многие водители уверены в том, что если часто двигаться накатом на холостых оборотах, то можно сэкономить довольно много топлива. Логика такая: раз на холостых, когда машина прогревается, расход составляет 0,5—0,6 л на 100 км, то и в движении он будет точно таким же, если разъединить двигатель и трансмиссию. Самый экономичный режим — спуск на нейтралке с горки: расход топлива при этом должен быть вообще нулевым.

ПРАВДА. На машинах с инжектором движение на нейтралке не дает экономии. Более того, при спуске накатом с горки на передаче расход топлива составляет 0,5 л/100 км, а на нейтралке — 5—6 л на «сотню». Причина в том, что на современных авто при включенной передаче во время движения накатом активируется режим принудительного холостого хода (полностью отключается подача топлива).

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ. Миф про экономию при спуске на нейтралке когда-то был правдой — на авто с карбюратором. Сейчас же попытка сэкономить таким способом приведет к ДТП. Летом (в жару) из-за движения на нейтралке с горки могут перегреться и отказать тормоза. Зимой же, при возникновении аварийной ситуации, у авто увеличивается тормозной путь, а педалью газа водитель не может скорректировать курс машины.

Движение за фурой

МИФ. Популярный интернет-совет — пристроиться на трассе за фурой. В этом случае не возникает аэродинамического сопротивления и расход топлива якобы падает на 15—20%. При этом можно отлично отдохнуть, передвигаясь на небольшой скорости (в основном фуры движутся не быстрее 100 км/ч). В обычной же ситуации водители, наоборот, стремятся обогнать фуру на трассе, что приводит к перерасходу топлива.

ПРАВДА. Эксперименты показали, что таким образом сэкономить действительно можно. Снижение расхода топлива происходит не только из-за действия законов аэродинамики, но и потому, что авто за фурой едет так же, как и она: на равномерной и относительно небольшой скорости, без резких ускорений и торможений. Но подтвержденная экономия на наших дорогах с трудом превышает 10%.

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ. То, что у автомобилистов срабатывает в Европе, не всегда работает у нас. Во-первых, грузовики чаще всего сильно дымят, и на хвосте у фуры можно отравиться. Во-вторых, у водителя в этом случае ограничен обзор, а если он движется между грузовиками, то при обгоне другое авто вполне может перестроиться прямо в него. Кроме того, фура также может попасть в ДТП.

«Правильные» шины

МИФ. О том, что низкое давление в шинах также влияет на расход топлива из-за увеличения сопротивления качению, знает практически каждый автовладелец, читавший руководство по эксплуатации машины. В связи с этим появилось поверье, что если шины перекачать (поднять давление на уровень чуть больше рекомендуемого производителем), то расход топлива снизится на 10%. А спецшины, судя по рекламе, снизят расход еще на 5%.

ПРАВДА. Экономный водитель должен регулярно (раз в месяц) проверять давление в шинах: при низком давлении колесо может «выстрелить», слегка приспущенная шина быстро изнашивается, а расход топлива и вправду растет. Плюс повышается нагрузка на ходовую часть автомобиля.

Так называемые экономичные шины позволяют сохранять топливо за счет оптимального рисунка протектора.

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ. После повышения давления в шине никакой экономии не произойдет, даже на долю процента. Зато повысится риск разгерметизации, ухудшится управляемость и увеличится износ протектора.

Влияние специальных шин на экономию топлива преувеличено: тесты показывают, что сохранения 5% можно добиться, но только на идеальной дороге при равномерном движении. На наших ямах эффекта не будет вообще.

optimalnoe-davlenie-v-shinah-kia-rio-iii_1__

Давление в шинах. Нужно контролировать не реже раза в месяц.

Качество топлива

МИФ. Все водители уверены, что плохое качество бензина приводит к повышенному его расходу. Многие даже делятся в гаражах мнениями о разных заправках, рассказывая о том, насколько уменьшился расход после использования того или иного топлива, а реклама призывает для экономии покупать более дорогой бензин качества Евро-4 или Евро-5. Кроме того, на АЗС продают присадки для увеличения октанового числа.

ПРАВДА. Современные инжекторные авто оборудованы кислородными датчиками, которые отслеживают состав смеси. При плохом качестве топлива смесь получается бедная, и чтобы ее обогатить, компьютер увеличивает время впрыска топливной форсунки. Результат — повышение расхода. В отдельных случаях он может вырасти в 1,5—2 раза, но обычно — до 15%.

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ. Более очищенный бензин (малосернистый — например, Евро-4) продлит срок службы топливной системы, но не повлияет на расход.
А вот использование А-98 вместо А-95 может даже навредить двигателю  — А-98 получают, добавляя в А-95 железосодержащую присадку. Это приводит к повышенному износу двигателя, если он не рассчитан на такое топливо.

Приемы, которые работают

1. Измените стиль вождения. Снизить расход топлива можно за счет плавных разгонов и торможения (принцип такой: чем реже вы используете тормоз, тем меньше расход). Например, во время движения вы увидели, что в 800 метрах от вас зеленый вот-вот сменится на красный (или уже замигал). Вместо того, чтобы пытаться проскочить, лучше отпустить ногу с педали газа и докатиться на передаче до стоп-линии.

Экономия: 20%.

2. Делите расходы. Есть смысл договориться с коллегой, живущим рядом, и делить с ним расходы на топливо, добираясь на работу на одной машине.

Экономия: 50%.

3. Избегайте пробок. Тянучки и пробки приводят к 20—30% перерасходу. Утренних заторов можно избежать, если выезжать на работу на час раньше. Если необходимо ездить по запруженному центру, найдите парковку возле метро и комбинируйте виды транспорта.

Экономия: 20%.